305 Храм в Усово / Спасский листок
X
Фото Видео Форум Контакты
Расписание богослужений

14 Декабря
Четверг


Прор. Нау́ма

Все расписание
08:30Часы.Литургия
16:30Вечерня. Утреня
Православный календарь



Спасский листок

Неделя 16-я по Пятидесятнице

Евангелие от Луки Глава 6

31И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. 32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. 34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Протоиерей Александр Борисов

Проповедь на Литургии

Неделя 16-я по Пятидесятнице

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нашей жизни мы нередко слышим вообщем-то, неплохое утверждение, такое примиряющее, казалось бы, что Бог один и какую бы человек не исповедовал религию, всё равно Бог один и вот мы значит все так или иначе к Нему обращаемся. И это правда, потому что действительно, всякое движение человека к высшему, духовному, конечно всегда движение к тому же Богу, в Которого верим и мы, и мусульмане, и иудеи и все прочие. Но дело в том, что движение человека – да! но представление о Боге, конечно, самое разное. И вот как раз сегодняшнее евангельское чтение нам говорит о том, что является уникальностью христианства. Потому что речь идёт о призыве к людям быть такими же щедрыми на всякое доброе дело и вообще на всё, как щедр Отец наш небесный. В другом Евангелии, от Матфея, он даёт такой ещё пример, что посмотрите, ведь Бог проливает дождь на праведных и неправедных, и солнце светит на безблагодатных и злых. То есть дары Божии изливаются на всех.

 

И вот сегодняшнее чтение нам, конечно, ставит такие моральные наставления, которые обладают двумя совершенно отчётливыми свойствами. Во-первых, они совершенно ясные и понятные, нет ничего сложного. Во-вторых, они практически трудны для исполнения. Очень трудны. Любить врагов своих, этого нигде нет, ни в какой религии не сказано, чтобы любить врагов своих. Давать взаймы, не ожидая получить обратно. Это тоже почти что непредставимо. И, тем не менее, нас Господь призывает вот к этому. По-видимому, речь идёт не о том, чтобы каждый из нас сейчас вышел и должен всё это делать. Мы к этому ещё не готовы вероятно. Но по всей вероятности Господь ожидает, чтобы мы в этом направлении двигались и понимали, что вот это-то – правильно. А всё остальное – это наши человеческие, так сказать, нюансы. И вот это место, которое мы сегодня слышим, оно совершенно потрясающее. Мы знаем из Ветхого Завета такую простую, ясную заповедь: “не делай другому того, чего не хочешь себе”. Как правило, когда дети подходят на исповедь ко мне, я им всегда это говорю: “помни главную заповедь, не делай другому того, чего не хочешь себе. Понимаешь? Понимаю! Вот, не хочешь, чтобы тебя дёргали, дразнили, обзывали? Не хочешь! Вот и других не обзывай, не дразни и так далее”.

 

А вот в Евангелии уже говорится по-другому: “как хочешь, чтобы поступали с тобой, так и ты поступай”. То есть не просто не делай, а наоборот, делай. Делай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Примеряй любое своё слово, поступок, отношение, интонацию, на себя, и ты очень хорошо будешь различать что хорошо и что плохо. Но этого ещё мало, говорит Господь. Если делаете добро тем, кто вам делает добро, что особенного делаете? Это всё и так понятно. А вот нам говорится, что давайте взаймы и благотворите, ничего не ожидая взамен. Это очень трудно. Ну конечно, давать взаймы совсем уж трудно, немножко легче, наверное, делать добро, благотворить, не ожидая взамен. А ведь как часто люди говорят, что вот я всё время людям добро делаю, а мне вот отвечают злом на моё добро. И это, конечно, человека возмущает. Но именно к этому нас Господь и призывает, и Сам даёт именно этот пример, когда молится за тех, кто прибивает руки и ноги Его огромными гвоздями к кресту. “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят”. И этот пример был подхвачен первым мучеником, архидьяконом Стефаном. Когда его побивала камнями разъяренная толпа, он говорил: “Господи, не вмени им греха сего”. Ну конечно, можно сказать: ну, какой-то такой почти человек сумасшедший. Но сразу же за этим евангелист Лука рассказывает, что произошло обращение юноши Савла, который в тот момент сторожил одежды побивающих Стефана камнями. А через некоторое время стал пламенным апостолом. Так что молитва не осталась неуслышанной.

 

И сегодняшнее чтение отрывка из послания к Коринфянам также говорит нам, другими словами. Апостол Павел, вот этот самый Савл, который одобрял побиение Стефана, обратившись, целиком воспринял Евангелие, углубил его своими видениями мистическими и их пытался в своих посланиях трудным, сложным языком передать, потому что это невозможно нашим материальным, человеческим языком передать то, что касается духовных событий. Но, тем не менее, ему это, наверное, удалось в наибольшей мере, чем всем остальным христианам. И говорит тоже вещи простые: “кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт”. Это касается любой стороны нашей жизни. Воспитание детей, получение образования, отношения с друзьями, отношения на работе. Кто скупо сеет, бережёт что-то в себе там, то и плоды будут тоже скупые, и наоборот. Как говорил замечательно наш замечательный поэт-философ Максимилиан Волошин, “мы отдали и этим мы богаты, и мы рабы всего, что жаль отдать”. Вот жалко что-то, на всякий случай пусть полежит, пригодится всё. А вот отдай сразу, и ты этим будешь богат. И далее Павел нам говорит: “ибо доброхотно дающего любит Бог”. Вот даём, давайте вот щедро, как Господь даёт нам всё щедро. Бог же силен обогатить вас всякой благодатью. Не бойтесь, что вы отдадите, а у вас ничего не будет, обязательно будет, чтобы вы были богаты на всякое доброе дело. Вот совершенно замечательные слова.

 

 

Всегда этот вопрос ведь о маловерии, когда мы что-то приберегаем, что-то нам жалко отдать. Ну, конечно, речь не идёт о расточительности, что-то необходимое должно, так сказать, быть, какой-то минимум, понятно. Но когда держим на всякий случай и то, и то, и то, а потом это, то, что храним, там оказывается срок годности уже 6 лет назад прошёл, то конечно, ясно, что это лучше было отдать. Так, чтобы и богаты были на всякую щедрость каждый из нас. И приводится замечательный аргумент апостола Павла: “которая через нас производит благодарение Богу”. Не просто мы сделали доброе, сказали, ах, вот какой я хороший человек, а человек благодарит за это Бога, то есть мы людям помогаем, тем самым нашим добром помогаем верить в Бога, приходить к Нему, благодарить Его, любить Его. Вот что значит наше христианское поведение.

 

Аминь.

Яндекс.Метрика